- В этом году вы отметили своё
пятидесятилетие. Пройден определённый рубеж, после которого можно
подводить какие-то итоги. Как вы считаете, вы много добрых дел
совершили в вашей жизни? Быть может, вспомните какой-нибудь поступок,
которым вы гордитесь.
- Вы знаете, мне трудно сказать, чего мы
такого доброго сделали. Я не хочу конкретизировать, но когда у знакомых
музыкантов возникали какие-то проблемы, мы всегда охотно участвовали в
концертах и фестивалях в поддержку эти музыкантах, потому что не всегда
у всех хорошо складывается биография, не всегда у всех есть возможности
поправить своё здоровье, тем более в наше непростое время, когда
медицина очень дорогая. Такие моменты были, и я рад, что тоже принимал
в этом участие.
Валерий Кипелов
- Вы закончили музыкальную школу по классу баяна. А никогда не думали использовать его в своих аранжировках? Было бы забавно.
- Нет, но я слышал, как ни странно, ещё
во времена работы с «Арией» разные версии наших песен, сыгранные на
баяне. Например, где-то на свадьбе мы слышали в таком исполнении «Улицу
роз». Её записали специально для нас и сказали: «А чем не народная
музыка?» И в этой интерпретации песня прозвучала очень интересно, так
что и у рока есть народные корни.
- Ваш сын тоже музыкант, но тяжёлому року он предпочёл классику. Не жалеете, что он не пошёл по вашему пути?
- Нет, не жалею, потому что это непростой
путь, хотя быть хорошим классическим музыкантом тоже очень сложно.
Вообще быть музыкантом сложно. Для этого нужна полная отдача, многим
приходится жертвовать, - и временем, и личной жизнью.
- Я думаю, это касается любого творчества.
- В принципе, да. Творчество высасывает
из тебя всю энергию, а если ты не готов её отдавать, то нет тогда
смысла этим заниматься.
- А жалко было расставаться со
старыми песнями после раскола «Арии», например, с тем же самым
«Осколком льда», который поклонники до сих пор принимают только в вашем
исполнении?
- Конечно, жалко, потому что многие
песни, такие, например, как «Штиль», я очень люблю. Но с «Арией» у нас
была договорённость, что мы не исполняем песни, которые не написаны
мной. Жалко. Но сейчас ситуация, спустя почти шесть лет после того, как
мы расстались, в какой-то степени начинает меняться и острые углы
начинают сглаживаться, что подтверждает моё участие в концерте,
посвящённом юбилею альбома «Герой асфальта». И после этого концерта мы
пришли к решению, что они могут исполнять мои песни, я могу исполнять
песни из их репертуара, но пока ещё просто не время. Сначала надо
записать новый альбом не менее успешный, чем «Реки времён», подтвердить
свой статус, а потом уже возвращаться к старым песням, которые мне
нравятся, и по которым я скучаю.
- В ваших песнях, как новых,
так и тех, что вы исполняли с «Арией», часто звучит тема вечной любви,
которая сильнее и времени, и смерти, и расстояния. Ну, например, это
такие песни, как «Я здесь» или «Возьми моё сердце». А вы в такую любовь
верите?
- Конечно. Я понимаю, что меняется время
и меняется отношение к любви, но это вечная тема, такая, как тема добра
и зла. Без этого Земля бы не существовала. Если не верить в вечную
любовь, то, наверное, нет смысла жить.
- Но в тоже время есть и такие
песни, как «Наваждение», «Грязь», «Дьявольский зной» - о другой,
порочной любви, любви сквозь ненависть.
- Наверное, в этих песнях были отображены
моменты, когда в жизни как раз что-то НЕ происходило, то есть это
личностные песни кого-то из музыкантов. Всё меняется, постоянного мало.
И если человек хочет сохранить в себе чистую любовь, то он делает это.
А вообще любовь бывает разная, и это две её стороны, ведь без зла не
бывает добра. Не зря говорят, что от любви до ненависти и в обратную
сторону один шаг. Сегодня ты говоришь, что ненавижу, что всё кончено,
что разрыв и ничего больше, а спустя какое-то время понимаешь, что это
была ошибка. Это нормально. Я не знаю людей, которые не испытывали бы
этих колебаний. А если такие люди и есть, то, наверное, это очень
сильные люди.
- Ваш лирический герой – это то страстный бунтарь, готовый повести за собой, то отчаявшийся одиночка. А вы больше кто?
- Я, скорей всего, больше одиночка. Мне
нравится больше это состояние. Я не люблю шума, суеты, ажиотажа. Не
люблю шумных компаний. Зато люблю лес, покой, уединение, хотя дети,
внуки никогда не мешали мне оставаться наедине с собой. Я благодарен им
за то, что они не мешают мне, если я чем-то занят или просто о чём-то
думаю.
- А одиночками рождаются или становятся?
- Я думаю, что становятся. Просто человек
однажды понимает, что в этом состоянии ему комфортнее. Я предпочитаю
даже не одиночество, а уединение, когда легче сосредоточиться, легче
сэкономить энергию, которая необходима для создания музыки, для решения
проблем группы.
- В последнее время молодые группы всё реже обращаются к тяжёлому року. Как вы думаете, с чем это связано?
- Во многом это связано с тем, что
средства массовой информации огромное внимание уделяют популярной
музыке. Я не хочу говорить "попсе", хотя девяносто процентов нашей
популярной музыки – это именно попса, то есть плохая популярная музыка.
Я никогда с этим не воевал, потому что воевать с этим бессмысленно,
надо быть просто к этому непричастным. Я помню, в своё время была
похожая история с возникновением огромного количества различных
вокально-инструментальных ансамблей, где-то на рубеже 70-х - 80-х
годов. Было невозможно. Включаешь телевизор, а там одни официальные
лица, которые, кстати, поют до сих пор. Время от времени возникает ряд
коллективов, которые постоянно появляются на разных официальных
праздниках, на Дне милиции, Дне России, ещё где-нибудь, и молодым
группам тоже хочется туда попадать.
- Ну а те, кто всё же обращаются к року, почему всё равно выбирают музыку, которая полегче, а не хэви-метал?
- Дело в том, что они не с того начинают.
Чтобы заниматься серьёзно музыкой, надо из себя что-то представлять и
как музыкант, и как вокалист, и как автор. Я не говорю композитор,
потому что композитор у меня ассоциируется с классикой, а именно как
автор музыки. Мы авторы, мы пытаемся сочинять и аранжировать. Почему
они выбирают, например, панк? Потому что если у тебя есть харизма, то
этого вполне достаточно. Можно не очень хорошо петь, не очень хорошо
играть, сочинять не очень хорошую музыку и тексты, но при этом хорошо
кривляться на сцене, уделяя много внимания внешности. Хотя и в
панк-роке бывают и хорошие группы, и не очень хорошие, но молодёжь чаще
решает идти по лёгкому пути.
- В одном из ваших интервью вы
признались, что любите футбол, но конкретную команду не поддерживаете.
А как же записанный вами гимн «Спартака»?
- Это была достаточно простая история. Мы
искали в тот момент студию, на которой можно было бы записать наш сингл
«Вавилон». Нам позвонил Евгений Кафтан из группы «Браво», с которым
меня связывает достаточно долгая дружба, и привёл нас на студию.
Первоначально этот гимн должны были исполнить «Тараканы», была даже
готова демо-запись. Я ее послушал и не понял, что им не нравится,
потому что получилось довольно бодро, весело, задорно, но мне ответили,
что болельщики Спартака и панки как-то не дружат между собой, и
«Тараканы» решили, что их не поймут. А я человек в этом плане
совершенно нейтральный. Да, в своё время мне нравилось, как играл
Спартак, но с приходом большого количества легионеров вообще стало
трудно говорить, что такое российский клубный футбол, трудно понять,
тот ли это Спартак, который был раньше. Сейчас я болею за хороший
футбол, и я всегда рад, когда его показывает какая-то команда. Так вот,
я приехал на эту студию посмотреть оборудование, и мне предложили
попробовать исполнить этот гимн. Я согласился, потому что время у меня
было и, кроме того, это помогло мне оценить возможности студии. О
дальнейшей судьбе гимна я ничего не знаю. У меня нет даже его демо.
- А лично с кем-нибудь из футболистов знакомы?
- Нет, хотя есть негласное знакомство с
футболистами Спартака. Просто у нас много знакомых, которые являются
массажистами, врачами именно в Спартаке. И я знаю, что кто-то из
футболистов является поклонником нашей музыки.
- Это правда, что вы любите готовить? Что у вас лучше всего получается?
- Не то, чтобы я люблю, но когда
появляется определённое настроение, то я делаю это с огромным
удовольствием. Вообще всё надо делать с настроением. Особенно были
такие моменты, когда дети оставались на меня и волей и неволей мне
приходилось осваивать кулинарию. А лучше всего у меня получаются блюда,
связанные с овощами и грибами, солянки разные. Ещё я очень люблю
готовить мясо, особенно экспериментировать, то есть я беру за основу
какой-то рецепт из своей модной книги 58-го года о вкусной и здоровой
пищи и пытаюсь вносить в него что-то своё, но опять же, когда есть
время и желание.
- Трудно представить Валерия Кипелова в фартуке у плиты.
- Напрасно. Я ещё очень люблю готовить
плов. В своё время, когда я ещё работал в ВИА «Лейся песня», нам
приходилось много гастролировать по Средней Азии, то есть по таким
странам, как Узбекистан, Таджикистан. И тогда я интересовался рецептами
восточной кухни. Мне она вообще очень нравится. И там я научился
неплохо готовить плов.
ВИА «Лейся песня»: Валерий Кипелов и Николай Расторгуев
- Часть музыкантов признаются, что у них на кухне рождаются песни. С вами такого не происходит?
- На кухне редко. Если я что-то готовлю,
то я, наоборот, отвлекаюсь таким образом от каких-то мыслей, стараюсь
стереть в этот момент всё ненужное из памяти. Это у меня момент
отключения от всего. А песни чаще всего рождаются в метро, когда я еду
на репетицию или ещё по каким-то делам, или когда я гуляю. Я очень
люблю гулять в парках, в лесу. А когда специально садишься за
инструмент, за фортепиано, то ничего хорошего не получается.
- Вы пишете песни на фортепиано? Не на гитаре?
- В основном на фортепиано. На гитаре это
делают другие музыканты, которые хорошо играют на этом инструменте. А я
играю только для себя, хотя вообще это сложно назвать игрой. Могу
саккомпанировать какую-нибудь несложную песню.
- Вы ещё увлекаетесь бильярдом? Тоже довольно размеренное, спокойное занятие.
- С бильярдом у меня сложнее. Я играю в него редко и не очень хорошо, хотя люблю.
- А за что любите?
- Это тоже помогает отвлечься от мыслей.
Мне вообще очень нравится то состояние, когда отключается голова.
Просто когда ты постоянно на чём-то сосредоточен, на песнях, на
альбоме, то эти мысли очень утомляют и не дают спокойно жить. И нужны
моменты, чтобы временно отвлечься. И бильярд, футбол, прогулки в парке
мне как раз и дают такую возможность.