В СКК "Петербургский" с размахом прошел
студенческий праздник Татьянин день. Студентов поздравляли Валентина
Матвиенко и Земфира — каждый по-своему.
Студенческий праздник Татьянин день — милый симбиоз официальной и
молодежной культуры. Организаторы мероприятия в этом году не стали
мелочиться: хедлайнером концерта сделали Земфиру. Аншлаг был
гарантирован, особенно если учесть, что билеты среди студентов
распространялись бесплатно. По разным данным, на концерт пришло от 17
тыс. до 20 тыс. человек.
Земфира
В фойе СКК были выставлены стенды, агитировавшие за
участие в деятельности Красного Креста и помощь бездомным животным, на
сцене цвела самодеятельность — то итальянские арии, то песня "Жара"
группы "Чичерина". Праздник начался с появлением ведущих Ренаты
Литвиновой и Михаила Козырева. Кинозвезда с
непередаваемо-порнографическими интонациями прочирикала спич о Викторе
Цое. Когда госпожа Литвинова договорилась до песни "Следи за собой", на
лице ее коллеги мелькнула растерянность, кажется, такой прыти он не
ожидал и слова тоже вспоминал с трудом.
В остальном конферанс был сведен к
минимуму — господин Козырев с батяня-комбатскими интонациями вещал, а
Рената Литвинова по мере возможностей подбрасывала комментарии. Потом
ее лицо на экране-заднике сменил российский триколор, а на сцене
появились ответственные лица из образовательной сферы. Один из них
гордо сообщил, что профессиональное образование в России появилось
раньше, чем возникли Соединенные Штаты, и в следующем же предложении
перепутал падежи.
Группа "Вельвет", поставленная на
разогрев, пала жертвой не только плохо отстроенного звука, но и
губернатора Петербурга. После третьей песни музыканты были отправлены
за кулисы, а Валентина Матвиенко обратилась с кратким приветствием, в
котором, впрочем, уместилось все — от имени Татьяны до Года молодежи и
прорыва блокады Ленинграда. Лишь после этого "Вельвету" дали доиграть
еще две вещи. Не повезло и британскому диджею Бонобо. Первый
запланированный сет музыканта с лейбла Ninja Tune свернулся буквально
через пять минут. Позже ему пришлось растанцовывать тех, кто задержался
после выступления Земфиры.
"Популярной молодежной певице", как она
была названа в планах мероприятия, на все про все отводился час. Вместо
этого был сыгран полноценный большой концерт. С нынешним составом
группы и подходом к аранжировкам Земфира проявляет удивительную
гибкость. Считаясь ведущей артисткой в русском роке, она на самом деле
по уровню аранжировок улетела от него в какие-то уже совсем заоблачные
выси. Ей удается сделать прифанкованную эстраду из "Прогулки" или
грохнуть шумным гитарным роком в "Брызгах", к "Мы разбиваемся"
приделать "All You Need Is Love" The Beatles, а из "Небомореоблаков"
изобразить что-то вроде Primal Scream. И все это легко, как бы само по
себе.
Среди благодарностей Петербургу
единственный раз мелькнуло и упоминание о поводе праздника. Объявив
"самую студенческую песню", Земфира исполнила композицию "Повесица".
Возможно, бывают более четкие и срежиссированные выступления, но в этот
раз на протяжении всего концерта присутствовало ощущение того, что в
просторечии называется "живяк" — когда хорошо и музыкантам, и публике,
когда получается все. Исполняя бис, Земфира призвала попрощаться с
зимой и выдала "Песню Деда Мороза" из "Ну, погоди" и "Январскую вьюгу"
из "Ивана Васильевича".
Казалось, на этой теплой и слегка
разнузданной ноте концерт и должен был завершиться, но не тут-то было.
Михаил Козырев, собравшийся было произнести прощальную речь, поддался
на крики публики и, проигнорировав слова Ренаты Литвиновой про поезд,
пообещал сбегать за кулисы и упросить Земфиру спеть еще немного. В
ожидании результата зал нестройно, но дружно прогудел "Ариведерчи", а
ведущий появился вновь со словами: "Если я и должен был сделать что-то
важное, то я это сделал, и вы это запомните".
В полной темноте зажглись тысячи
мобильников, и незаметно вернувшаяся на сцену Земфира под клавиши
начала "Не отпускай". К этому времени ее выступление вышло за рамки
всех планов, но, кажется, дела никому до этого не было. Подобных
моментов на концертах можно ждать годами, и люди дождались, получив
"Почему" и "Бесконечность" с электронным кусочком "Спасибо". Здесь было
ясно, что требовать больше ничего не стоит, да и не нужно — Земфира
сделала все, что могла, и даже больше. Этот день с полным правом
принадлежал ей.
"Коммерсант"