Этим альбомом открывается давно обещанная
серия релизов ранее не издававшихся уникальных живых концертов
«Аквариума» разных лет. На самом альбоме, впрочем, об этом ни слова,
видимо, издатель вовсе не уверен в постоянстве намерений БГ.
CD. SoLyd Records, 2009
Уникальность этой записи определяется
непродолжительностью жизни программы «Новый электрический пёс», которая
игралась на концертах в 1998—1999 годах и так и не вышла в студийном
звучании.
По причине, как объяснял БГ, кризиса в
стране. Теперь новый кризис, и самое время издать концерт в Пензенском
областном драмтеатре 1 ноября 1998 года (о месте и дате записи тоже
почему-то ни слова в буклете). Ярым поклонникам «Аквариума» эта
пультовая запись известна уже года четыре. Её подчистили, отлакировали
и убрали все мимоходные реплики меж песнями.
«БГ+» — «Зомбияйц»
Итак, 1998-й. Уже вышел «Лилит» (1997), но ещё нет
«Пси» (1999). «Летом 98-го года мне вдруг стало интересно, как будут
звучать старые песни вроде «Электрического пса», если их играть
сегодня», — вспоминает Гребенщиков.
Так собрался состав, который многие
помнят до сих пор: Шар, Рубекин, Сакмаров, экс-гитарист «Алисы»
Александр Пономарёв, МС Кошкин и перкуссионист Веселов.
Их задачей стало концертное воплощение
мечтаний Бориса Гребенщикова о том, чтобы записать ранние хиты именно
так, как они должны были бы звучать, но не звучали.
Можно было бы выстроить ироническую
параллель с Макаревичем, недавно решившим перезаписать свой золотой
фонд с джазовым оркестриком и примерно с той же мотивировкой. Но не
будем, потому что БГ подошёл к делу не столь революционно.
Да, бас-гитары нет. Точнее, её роль
выполняют клавиши. Хрестоматийный «Мочалкин блюз» стал сибаритнее,
респектабельнее с этой салонно-джазовой рояльной сладостью. Но вступает
губная гармошка — и всё встаёт на свои демократические места.
Магическая «Змея» стала блюзовее с этим
гитарным запилом после каждого куплета и рок-н-ролльным стандартом на
клавишах. Но БГ по-прежнему вкрадчив и по-прежнему красноречиво
выдыхает на концах фраз. У Гребенщикова явно нет цели представить свои
юношеские сполохи энергий эдаким буржуазным распиванием кофию под
толстую сигару.
Наиболее красноречива трактовка
«Электрического пса». Всё тот же рисунок перкуссии, всё тот же
задыхающийся и рваный голос Гребенщикова. Поневоле задумываешься, не
было ли всё задумано только для того, чтобы появился повод вернуть на
новом витке жизни «Аквариума» «Пса» и «мочалок» в концертный сет-лист.
Изящно обставить самые логичные решения — БГ всегда умел делать это
красиво.
В будущем ждёт рождения «Пси» с
утяжелёнными «Пока несут сакэ» и «Маша и медведь». Вектор склоняется
всё-таки не в сторону акустики и джаза. Но период 1998—1999 годов
остался в памяти периодом «новоорлеанского веселья, сыгранного с явным
костромским акцентом». Со свойственной БГ педантичностью
запротоколирован теперь и он.
Оценка: 7 из 10.
Трек-лист «БГ+» — «Зомбияйц»
01. Трамвай (4:26)
02. Никто Из Нас (5:35)
03. Змея (4:29)
04. Очарованный Тобой (3:39)
05. Мочалкин Блюз (4:20)
06. Немое Кино (5:24)
07. Королевское Утро (2:38)
08. Электрический Пес (4:43)
09. Моей Звезде (2:18)
10. Скорбец (5:46)
11. Девушки Танцуют Одни (6:43)
12. Сны О Чем-То Большем (6:32)
13. Небо Становится Ближе (7:16)
14. С Утра Шел Снег (9:42)