Весной этого года группа «Наив» остановила
свою концертную деятельность, взяв творческий отпуск. Их поклонники до
сих пор не могут смириться с этой новостью и задают друг другу один и
тот же вопрос: вернутся или нет?
«Мне хочется говорить о другом»
- Сразу хочу
начать с вопроса, который волнует, наверное, всех ваших поклонников.
Можно ли сейчас утверждать, что группа «Наив» существует?
-
Конечно, существует, и прежде всего, виртуально. Можно зайти на YouTube
и посмотреть массу роликов с выступлений, где я скачу на одной ноге и
кричу что-нибудь в микрофон. Но в настоящий момент группа находится в
творческом отпуске, как это и было объявлено ранее. Изменилось,
пожалуй, лишь то, что сейчас я активно занимаюсь своим сольным
проектом, старт которому назначен на конец зимы - начало весны 2010
года. К «Наиву» можно вернуться, но это будет позже.
- А это будет какой-то другой, обновлённый «Наив» или всё-таки прежний?
-
«Наив» - он и есть «Наив». На разных этапах менялись участники, но если
мы вернёмся, то вернёмся в том составе, в котором уходили.
- Ваше сольное творчество сильно отличается от музыки «Наива»?
-
Мне трудно сейчас дать объективную оценку. Я же человек, вовлечённый в
процесс, и смотрю на него изнутри. Но мне кажется, что да, отличается.
Давайте дождёмся реакцию отстранённых людей, которые это услышат и
потом скажут, есть в моём сольном творчестве какое-то новаторство или
же это всё-таки продолжение «Наива». Но мне, повторюсь, кажется, что
отличия есть: мне хочется говорить о другом, и по-другому решать
какие-то чисто технические вопросы. Время покажет.
- Следите ли вы сейчас за творчеством друг друга? Например, за тем, что делает группа «Фантастика»?
-
Да. Недавно у «Фантастики» был юбилей, и я принимал участие в
праздничном концерте. Я с интересом слежу за тем, что происходит у
ребят. Дима Снейк строго смотрел на меня в течение нескольких последних
месяцев с афиш группы «Агаты Кристи». Так что жизнь продолжается, и я
рад, что всё идёт так, как идёт. Мы общаемся друг с другом, у нас всё
хорошо, и группа «Наив» ещё может вернуться, но это вопрос будущего.
- Вы ушли в творческий
отпуск, но продолжали принимать активное участие в музыкальной жизни
страны. Вас можно было видеть и на фестивале «Уроки русского», и на
«Нашествии», правда, в разных качествах. Отдохнуть-то от музыки
получилось?
- В общем,
да. Дело в том, что для меня творческий отпуск – это возможность не
ездить в туры. Жизнь музыканта такова, что ты всё время находишься в
дороге. Эти бесконечные переезды, бесконечные поезда, верхняя полка,
которая становится твоей кроваткой, твоим домиком, в котором ты живёшь.
Со временем именно это очень утомляет, а не сами концерты и не
творческий процесс. В этом году мне удалось ездить меньше, чему я очень
рад.
«Иногда необходимо остановиться»
«То, что в нашем шоу-бизнесе что-то не так – это, конечно, факт,
но это проблема не только года, а многих лет. Это даже связано не с
шоу-бизнесом, а с нашей страной в целом: здесь многое функционирует
неверно, а рок-музыка – это одна из сфер жизни людей».
-
Этот год был непростым для российской рок-музыки. Ушла со сцены «Агата
Кристи», взяла творческий отпуск группа «Наив», многие музыканты думали
о том, чтобы отказаться от выпуска дисков, срывались записи альбомов.
Означает ли это, что что-то не так в нашем шоу-бизнесе, и надо срочно
менять ситуацию?
- Мне
кажется, что это просто тяжёлый год. То, что в нашем шоу-бизнесе что-то
не так – это, конечно, факт, но это проблема не только года, а многих
лет. Это даже связано не с шоу-бизнесом, а с нашей страной в целом:
здесь многое функционирует неверно, а рок-музыка – это одна из сфер
жизни людей, поэтому на ней отражаются все существующие в обществе
проблемы. Я не слежу за тем, високосный год или нет, но год был очень
непростой во всех отношениях.
- В своей песне «20 лет
одиночества» вы поёте о том, что «мир как и 20 лет назад». Но ведь
двадцать лет тому назад рок был под запретом, в музыке не было таких
денег. Теперь-то всё иначе.
-
Да, но это внешние отличия, а фундаментально ничего не меняется. Люди
не то, что как и 20 лет тому назад, они такие же, как и тысячу лет тому
назад. Они продолжают оставаться существами, которые испытывают горе,
радость, эмоциональный подъём, то есть какие-то фундаментальные
параметры людей не меняются.
- А к кому вообще обращена песня «20 лет одиночества»? Можно ли считать её заветом молодым музыкантам?
-
Может, можно и так это интерпретировать, но в целом эта песня обращена
к самому себе, к так называемому внутреннему читателю. На эту тему я
совсем недавно прочитал новый роман Пелевина под названием «t», и в нём
как раз очень много серьёзных рассуждений о читателе. Я рекомендую эту
книгу. Она может дать ответ на вопрос, кому посвящена и наша песня. Я
соглашусь с Пелевиным: любое творческое изъявление человека всегда
обращён к одному и тому же – к самому себе.
- Существует ли у рок-групп какой-то срок годности?
-
Я думаю, что да. Чем ты моложе, тем легче тебе переносить тяжести и
невзгоды. Ведь и люди сами, как существа, имеют срок годности, мы не
являемся бессмертными и существуем в ограниченном временем
пространстве, у нас есть своё начало и свой конец. Так же и у любой
группы. Но важно понимать, когда нужно остановиться. Когда я принимал
решение, что необходимо приостановить деятельность группы, я
действительно испытывал усталость и считаю, что это было правильное
решение. Сейчас, по прошествии времени, я испытываю естественный, не
высосанный из пальца, не надуманный эмоциональный творческий подъём.
Это одна из важных составляющих творческого процесса. Чем подъём более
естественный, чем он больше является внутренней потребностью, тем
лучше. В этом смысле отпуск очень помог мне. Иногда необходимо
остановиться, чтобы трезво оценить, нужно ли тебе заниматься этим
дальше или нет.
- А уйти на время труднее, чем уйти навсегда? Ведь надо сделать так, чтобы тебя не забыли.
-
Когда я принимал решение о том, чтобы остановиться, я не думал о том,
временно это или не временно. Надо, чтобы меня забыли, или не надо. Я
просто хотел отдохнуть. Мне надоело делать определённый ритуал
действий, который я делал двадцать лет, и я захотел его остановить. Я
его остановил и сейчас имею возможность посмотреть из другой позиции на
то, что я делал. А забыли или нет? Можно вернуться или нет? Это вопросы
будущего, а что будет, сказать сложно. Но я не исключаю возможности,
что «Наив» может вернуться. А я выйду с новым предложением, это точно.
А забыли или нет – посмотрим, мне самому интересно.
«Панк-рок непобедим!»
-
Часто бывает так, что группа перерастает своих поклонников. Было ли у
вас такое ощущение, и что нужно делать в таких случаях: не бояться
кардинальных перемен в творчестве или же подстраиваться под ожидания
аудитории?
- Главное –
действовать естественно, и стараться делать то, что свойственно тебе.
Вы ждёте универсального ответа, а он для всех людей разный. Кто-то
чувствует себя комфортно, подстраиваясь под свою аудиторию, а кто-то,
наоборот, требует от слушателя роста. Разные люди выбирают разные пути,
и пусть каждый делает так, как ему удобно.
Хорошо, что возможны оба варианты, это
делает жизнь интереснее. Хотя, конечно, рост – это необходимый элемент
творчества. Если ты не развиваешься, то это приводит сначала к
стагнации, потом к кризису, потом к прекращению деятельности. Когда
твоя аудитория растёт вслед за тобой, это идеальная золотая модель,
которая в реальности редко происходит, но к которой следует стремиться.
- Ну а вы как-то наблюдаете за своими поклонниками? За их мнениями, вкусами, спорами в социальных сетях, на форуме?
-
Редко. У меня очень много времени отнимает творческий процесс.
Сочинение песен, их запись – это очень трудоёмкий вопрос, если
относиться к нему серьёзно. Такой труд требует очень большого
эмоционального ресурса. Но если у меня есть время, то я, конечно, могу
посмотреть и форум, и отзывы, но в целом, не слежу за этим. Мне
интереснее что-то сказать и сделать, выразить себя, а интерпретация
людей этого поступка зависит уже не от меня. Мне кажется, что моя
функция заканчивается тогда, когда на концерте прозвучал последний
аккорд. Дальше – это уже персональная работа слушателей, которую я не
могу контролировать и, наверное, к счастью. Пусть их куда-то направляет
семья и школа, подсказывает, стоит ли им всерьёз воспринимать меня и
мои поступки.
- А вообще панк-року все возрасты покорны?
-
Вообще, да. Если мы посмотрим на страны, где он появился раньше, чем у
нас, то там это музыка людей, которым за тридцать. То, что у нас
связано с молодой аудиторией, связано с тем, что панк-рок как
социокультурный феномен в России появился не так давно. Я думаю, что у
каждого времени есть какая-то своя тема, свой ритм, своё видение
музыкального процесса, поэтому мы и отличаем музыку 50-х от музыки
70-х. Хотя переклички времён случаются. Я, например, очень не люблю
музыку 80-х, вообще все 80-е, всю культуру, моду. А сейчас это,
наоборот, модный тренд. Я был подростком в 80-е, и меня раздражало
тогда то, что происходило, и раздражает до сих пор. Это подтверждает
мысль о том, что ничего не меняется: человек прошёл какой-то цикл в
своём развитии, вернулся в 80-е, а мне как это не нравилось, так и не
нравится.
- А как же советские фильмы?
-
У меня нет проблем со всем советским, у меня проблемы именно с 80-ми:
Олимпиада-80, штаны-бананы, повязки на голове, высокие кроссовки,
вычурные девчачьи причёски с непонятными хвостиками. Это всё невозможно
для меня. Но я ничего не имею против этого, и понимаю, что поколению,
которое этого не застало тогда, сейчас всё это может нравиться. Ну и
пусть.
- Есть ли будущее у
панк-рока в России? Когда смотришь на молодые панк-группы, то кажется,
что они все одинаковые, подражают друг другу и никуда не двигаются.
-
У панк-рока есть будущее. Это совершенно очевидно. Всегда в обществе
существует такая возрастная группа лиц от 12 до 18, которая уже
приближена к взрослым физически, а по правовым характеристикам –
уязвима, бесправна, испытывает давление и со стороны школы, и со
стороны родителей. И это как раз та питательная среда, в которой
вызревает панк-рок.
Панк-рок – музыка, которая произрастает
из юношеского максимализма: все против тебя, и у тебя единственная
возможность всех послать – это придти на панк-концерт и орать там. В
обычной жизни тебя могут за это осудить, там – нет. Панк-рок – это
попытка легализовать желание орать, бушевать, выглядеть нелепо. Всегда
будет приходить новое поколение, которое будет испытывать это давление
взрослых, будет протестовать, поэтому панк-рок непобедим. Это теперь
навсегда.
- А как вы думаете,
сами-то фанаты панк-рока могут объяснить, почему они выбрали
панк-движение и в чём заключается философия панка? Или всё-таки это
бездумная дань моде?
-
Я думаю, что есть разные панки. Любая молодёжная субкультура всё равно
всегда связана с модой, иначе она просто не будет массовой. Но всегда
есть и те, которые всего лишь копируют внешнюю форму, и те, кому
интересна сама идеология. Так устроено общество. Но большая часть, как
правило, всё-таки поверхностна.
«Я бы сделал интервью с Иисусом Христом»
Я понял, что хорошо получаются какие-то вещи, если есть взаимное движение: стороны движутся навстречу друг к другу, и в какой-то точке их интересы пересекаются».
- Уходя в творческий отпуск, вы сказали о том, что у вас есть желание поработать на радио. Сейчас это желание сохраняется?
-
В целом сохраняется, но я не вижу технических возможностей это сейчас
осуществить. Может быть, я должен быть более активным, а не ждать, что
мне позвонят и скажут: «Санёк, приходи работать к нам на радио», то
есть я должен сам звонить и говорить: «Возьмите меня, возьмите». Но я
так не хочу. А с другой стороны, как тогда на радио узнают, что я хочу
у них работать? Я понял, что хорошо получаются какие-то вещи, если есть
взаимное движение: стороны движутся навстречу друг к другу, и в
какой-то точке их интересы пересекаются. Пока технической возможности
работать на радио не представилось, но ведь не всё ещё потеряно.
- Но ведь радио – это журналистика, а вы, как известно, не особо любите журналистов.
-
Да, я не люблю журналистов. Но с другой стороны, имея к журналистскому
сообществу вцелом какие-то претензии, я, будучи на их месте, мог бы
попытаться избежать тех обидных ошибок, которые они допускают. У меня
основная претензия к журналистам в том, что они непрофессиональные.
Человек приходит на интервью, и он совершенно о тебе ничего не знает;
он спрашивает те вещи, которые элементарно можно узнать из «Википедии».
Хотя бывают примеры и творческого подхода. Вот, например, журналист
Андрей Лошак. Он очень профессиональный. Все его репортажи и фильмы
профессиональные, хоть и спорные. Человек понимает, что он делает,
разбирается в теме. Это, казалось бы, простая вещь, но она почему-то
редка в журналистском сообществе.
Если мне придётся заниматься
журналистикой, то я буду опираться на тех, кого считаю профессионалами,
и на свой личный опыт, чтобы не допускать ошибок других журналистов.
- Если пофантазировать, то кого из своих коллег вам было бы интересно в первую очередь разговорить в эфире?
-
Достаточно много людей, с которыми я хотел бы поговорить. Ну, например,
Noize MC, Серёжа Михалок. Может, интересно было бы разговорить закрытых
людей или персонажей, которых я толком не знаю. Тут не надо
ограничивать себя, а наоборот надо не бояться неожиданных вещей. Вот
подталкивает тебя жизнь к тому, чтобы взять интервью у шахтёра. Ну,
возьми интервью у шахтёра, сделай это интересно, только перед тем, как
встречаться с ним, надо хоть немного узнать об этой профессии, об этом
человеке. Подготовься заранее к тому, что будет происходить.
- А если предаться ещё
более смелым фантазиям, то у кого из исторических личностей вы бы
хотели взять интервью? Тем более, что история вам близка.
-
Этот список безграничен. Но вот если бы у меня был любой выбор, то я бы
выбрал Иисуса Христа. Это фундаментальная фигура, персонаж, который
серьёзно изменил ход истории. Но думаю, что там записалась бы очередь
из весьма умных людей, и мне бы было сложно туда пробиться.
- Вы бы с ним говорили как с Богом или как с человеком?
-
Это очень сложно. Думаю, надо смотреть по ситуации. Я подготовлен по
вопросу, я читал много книг, в которых его цитировали. Но из-за того,
что ситуация сложно прогнозируемая, пришлось бы принимать решения
находу.
- Кстати, как относитесь к тому, что сейчас есть попытки переписать Евангелие?
-
Это всегда происходит, не только сейчас. Это неизбежный процесс: людям
всегда хочется чего-то нового, хочется старый бренд в новой упаковке.
- Ну и последний вопрос.
В песне «20 лет одиночества» вы говорите о том, что здесь нет ни
счастья, ни любви. Где же тогда есть? Где его искать?
-
Ответ довольно банален: там же, где люди искали его раньше. Хотя
универсального ответа нет: кто-то ищет в семье, в любви, а кто-то в
воровстве и в убийстве. Это звучит ужасно, но это так. За последнюю
неделю я прочитал множество сообщений о преступлениях, волна какая-то.
И ведь кто-то же их совершал, находил в этом что-то комфортное для
себя. Универсальных рецептов нет. Надо просто смотреть внутрь себя и
понимать, что тебе нужно. Хочется верить, что после такого взгляда
внутрь себя большее количество людей найдёт свои позитивные ценности.
Я думаю, что дети – наше будущее. Я
сегодня участвовал в акции, которая, надеюсь, является одним из
маленьких шажков на пути к тому, чтобы мир вокруг меня был лучше.