Осенью прошлого года «Бригадный подряд» объявил о своём расколе: группу
покинул вокалист Александр Конвисер. И если «Бригадный подряд» после
этого продолжил чувствовать себя вполне неплохо, то Конвисеру многое
пришлось начинать с нуля.
Однако, дав уже два концерта в Москве, он доказал, что его проект
«МП-Три», скорей всего, займёт заметное место на отечественной
рок-сцене.
«Новости шоу-бизнеса NEWSmusic» встретились с Александром
Конвисером для того, чтобы узнать больше о его новом проекте «МП-Три»,
и обсудить современный шоу-бизнес.
- Расскажите для начала, о том, как вы после раскола «Бригадного
подряда» делили репертуар и решали, какие песни исполнять вам, а какие
им?
- Я поставил для себя ограничение: я не пою песен, написанных участниками группы, даже если они мне очень нравятся.
- Прошлый год был трудным для российской рок-музыки. Это означает,
что рок стоит на гране перемен? Что вообще происходит с нашей музыкой?
- А чем он был тяжёлый?
- Ушла со сцены Агата Кристи, взял творческий отпуск «Наив», раскололся «Бригадный подряд».
- Агата Кристи – это одна из моих самых любимых английский
писательниц, и она никуда не уходила, а продолжает существовать едино.
- Наив?
- Надеюсь, что будет ещё выступать и радовать нас своим
творчеством. Каждый год люди встречаются, влюбляются, женятся или
расходятся, и я бы не стал искать здесь какие-то социологические
закономерности или же связывать это с кризисом.
- Как вы думаете, будут ли проводить параллели между вами и Чачей Ивановым, ведь вы оба занялись сольным творчеством?
- Обязательно будут! Не знаю, как Александру Иванову, а мне такое
сравнение импонирует, потому что я очень люблю его творчество. Мы с ним
много разговаривали о наших дальнейших планах, одинаково думаем о
многих вещах, и я не сомневаюсь, что наши творческие пути ещё
пересекутся.
- Ваш новый проект задуман как полная свобода творчества. А как вы
вообще считаете, можно ли в условиях современного шоу-бизнеса
достигнуть этой свободы, ведь сейчас всё подчинено формату?
- То, что я сказал вчера, может не соответствовать моему
сегодняшнему мировоззрению. Настоящей творческой свободы, конечно, не
существует: мы все завязаны на мелочах, которые в любом случае связаны
с записью, концертами, передвижениями. За всё это надо платить, а то,
что связано с деньгами, ограничивает свободу. Но, тем не менее,
наверное, любой карьерный рост человека связан с максимальным
достижением этого недостижимого идеала – свобода.
От понятий «шоу-бизнес» и «формат» я пытаюсь в своём проекте уйти к
чёртовой матери. Слишком часто в последние годы я играл и пел песни не
те, которые хотел, а те, которые от меня требовал формат. Специально
писать песни, чтобы лучше плавать в шоу-бизнесе, я, конечно, не буду. Я
одним глазком на него посмотрел и понял, что мне это не интересно. Но я
не сомневаюсь, что по случайному расположению звёзд наши песни будут
звучать из всех магнитофонов страны, компьютеров страны и лотков с
шаурмой.
- Неофициальное название вашего проекта – «музыкальные
проститутки». Это как раз и связано с тем, что вам приходилось
продаваться и петь не то, что хотелось?
- Мы называемся «МП-Три», хотя да, где-то вначале проскальзывало
название «Музыкальные проститутки». Музыкальная проституция – это то,
что окружает нас; это то, чем вынужден был заниматься и я. Это моя
рефлексия, диагноз многому, что было в моей жизни до этого года.
- В одном из интервью вы сказали, что слушать качественную
поп-музыку вам интереснее, чем некачественный рок. А что такое для вас
качественная «поп-музыка»?
- Я не понимаю разницы между понятием поп и рок. Поп-музыка – это
музыка, которая популярна. Рок-группа «Король и шут» гораздо более
популярна, чем поп-группа «Рефлекс». Где найти это различие? Наверное,
как раз в свободе, в возможности петь и играть то, что хочется. Мы
говорим сейчас больше о форме, мы привыкли к тому, что есть
определённые гармонии и наборы инструментов, характерные для
поп-музыки, но ведь чем считать, например, Depeche Mode? Если я слушаю
музыку (а это бывает редко), то я не смотрю на то, к какому направлению
она относится. Музыка должна нравиться, должна трогать, должна быть
хорошей.
Я люблю раннее творчество Агутина, уважительно отношусь к Максу
Леонидову, могу послушать поп-группу «Уматурман», из иностранных – Pet
Shop Boys. Всех не перечислишь, а обижать никого не хочется: вот я
сейчас забуду назвать Pet Shop Boys, а они потом обидятся, что я их в
интервью не упомянул. Есть удивительно талантливые стихи у
поп-музыкантов и есть совершенно бездарное штампование эмоций в
рок-тусовке. А шоу-бизнес нигде ничем не отличается: и там, и здесь
этот мирок довольно гаденький.
- Сейчас многие говорят о том, что панк-рок умер. Чача Иванов,
напротив, считает, что панк будет жить вечно, так как это мир, в
который люди приходят для того, чтобы сбросить с себя все маски,
прыгать на одной ноге, ругаться матом и так далее. Вы согласны с тем,
что именно из-за этого панк-рок будет жить?
- Я не специалист в панк-роке и вообще ни в каких музыкальных
течениях. Я не понимаю, что такое панк-рок. Для меня это больше
восприятие жизни, и мы почему-то взяли за основу этого восприятия мат и
выпивку. Нет, для меня панк-рок совершенно с этим не ассоциируется и я
пытаюсь убежать от этих штампов. Можно где угодно ругаться матом. Если
ты плохо выглядишь и на каждом углу материшься, то автоматически
приравниваешься к панк-року?
Любые рамки любых направлений больше нужны людям, продающим музыку.
Им же надо определять, где на прилавке баранина, а где крольчатина. Эти
направления необходимы для молодёжи, для потребителя, потому что
молодёжи надо находиться в обществе себе подобных, надо иметь какую-то
группу рядом с собой, которая будет так же одеваться, слушать таких же
исполнителей, и панк-рок для этого удобен.
Но вот разве то, как Чача спел «Воспоминание о былой любви» - это
панк-рок? Для музыкантов вообще прилепляться к какому-то направлению
нужно тогда, когда они либо начинают только свой путь и должны как-то
отвечать на вопрос, какую музыку они играют, либо же для музыкантов,
которые зависят финансово от того, что они делают, и поэтому им нужен
штамп в паспорте: «я играю панк-рок». А художникам в истинном смысле
этого слова в любых рамках становится тесно, причём речь идёт не только
о музыке. Возьмём русскую литературу: во всех этих "измах" остались
люди, которых мы не знаем, а Маяковский понял, что ему тесно в
футуризме; Есенин плевать хотел на имажинизм, то же самое можно сказать
и про Ахматову. Талантливый человек всегда выходил за рамки и
становился известным, а тех, кому было спокойно и тепло в "измах", мы
сейчас не помним. Кто такой Анатолий Мариенгоф? Просто труп Есенина.
- Давайте немного поговорим о филологии. Сейчас очень многие
музыканты предпочитают петь на английском языке. Оправдание у них
обычно такое: «Наша музыка не сочетается с русской фонетикой». Как вы к
этому относитесь, будучи и музыкантом, и филологом?
- Я понимаю этих людей, но я с ними не согласен. Западничество
всегда присутствовало в нашей стране, но я считаю, что если ты играешь
в кабаке для жующей публики, то можешь петь на английском, но чтобы
серьёзно заниматься музыкой, надо не просто знать язык, на котором
поёшь, а думать на нём. А насчёт фонетики… Это просто оправдание.
Рок-музыкант, живущей в нашей стране, должен петь на русском языке, на
прекрасном и красивом. А те, кому не хватает фонетики, пусть больше
читают, причём вслух, стихи. А вообще пусть каждый делает то, что ему
нравится. Никто не запрещает.
- Ну и последний вопрос. Как посоветуете проводить время, чтобы не
получалось постоянно, что «девчонки были глупыми, а пиво было кислым»?
- Рецептов не существует. Надо сказать, что лирический герой этой
песни говорит не о качестве пива и не об интеллекте девушек. Это
демонстрация полосы в жизни, когда кажется, что всё не так и всё не то.
Я уверен, что эти девчонки прекрасны и умны, и пиво совершенно
чудесное, просто надо, чтобы этот этап закончился, и мой герой ещё раз
попробовал это пиво и ещё раз встретил этих девушек. Время надо
проводить хорошо. Надо стремиться не делать того, чего не хочется. Надо
пытаться общаться с людьми, которые тебе приятны, чьи мысли ты
разделяешь. Жить надо любовью, тогда и пиво приобретает удивительные
оттенки волшебного солода. Жить не ненавистью, не искать оправданий.
Хотя это всё недостижимые идеалы. В любом коллективе люди больше
заняты ненавистью, сплетнями, отсюда все войны и конфликты. Большинство
людей будут общаться не с теми, кто им нравится, а с теми, кто не
нравится. Будут хамить, грубить, вступать в конфликты. Я стараюсь
достичь того состояния, которое позволит мне оградиться стеклянными
стеночками от всякого говна.