Отыграв серию совместных концертов с
британскими фолк-рок ветеранами Fairport Convention, группа Аквариум в
расширенном составе подвела итог первой рабочей недели осени в Б1
сольной программой «Акуна Матата».
Борис Гребенщиков давно уже перешел в статус артиста, на которого люди
ходят, дабы приобщиться к истории, и уже во вторую очередь, чтобы
послушать музыку. А стремление увековечить себя присуще каждому.
Поэтому и стоячий партер, и VIP-ложа клуба Б1 были битком наполнены
разномастной по социальным и половым признакам публикой. И это притом,
что меньше, чем за неделю, до этого группа уже выступала в «Икре».
Борис Гребенщиков давно уже перешел в статус артиста, на которого люди ходят, дабы приобщиться к истории
Складывается впечатление, что реши Аквариум хоть
каждый месяц давать концерты даже в Лужниках, аншлаг им будет
обеспечен. Отчасти этот гастрольный успех можно объяснить тем, что
Гребенщиков постоянно поддерживает статус гуру и интерес к собственной
персоне своей авторской философско-просветительской радиопрограммой
«Аэростат» на Радио России. В ней он каждую неделю повышает духовный и
образовательный уровень своих слушателей, разбавляя рассуждения
композициями своих любимых авторов и коллективов. С другой стороны,
нынешний концерт в Б1 анонсировался как заведомо исключительный:
во-первых, расширенный состав, включающий, помимо участников Аквариума,
английского флейтиста Брайана Финнегана и таблиста-индуса Алока Верму,
во-вторых, концертная программа с интригующим названием «Акуна Матата»,
что в переводе с языка суахили обозначает «жизнь без проблем».
Что можно было ждать от концерта
уважаемого исполнителя с таким африканским экстравагантным заголовком?!
Кто-то ждал появления кумира в каких-нибудь огромных немыслимых
оранжевых очках «а ля Элтон Джон», кто-то – подпевок с неграми, как это
было в 2005 году на презентации альбома «ZOOM ZOOM ZOOM», кто-то –
регги-выступления, кои уже случались когда-то у Аквариума. Не произошло
ни одного, ни другого, ни третьего.
Что можно было ждать от концерта уважаемого исполнителя с таким африканским экстравагантным заголовком?!
Если говорить о музыкальной части, то это был
стандартный концерт Аквариума последних трех-четырех лет с
преобладанием позитивных блокбастеров двухтысячных годов («ZOOM ZOOM
ZOOM», «Стаканы», «Красота (это страшная сила)»), лирики девяностых
(«Звездочка», «Орел, телец и лев», «Дубровский»), несколькими
нетленками («Плоскость», «10 стрел», «Партизаны полной луны») и
относительно свежими песнями, пока не записанными группой («Аригато»,
«Анютины глазки», «Ветер с океана», «Неизъяснимо»).
Самым большим сюрпризом в этом
контексте стала специально, по словам БГ, написанная к концерту
одноименная песня «Акуна Матата», шансонная, с размеренным ритмом и
словами: «Настало время петь цитаты из Диснея». Неизвестно, имел ли в
виду Гребенщиков мультяшность и кукольность происходящих событий или
призывал к беззаботности, но именно эта новинка-импровизация вызвала
бурную одобрительную реакцию зала. И уже только это дает понять, что
Аквариум – особая рыба в океане современного российского шоу-бизнеса, в
котором основной упор идет на использование раскрученных хитов и
развлечение публики. От Гребенщикова же ждут нового, ждут откровений.
От Гребенщикова ждут нового, ждут откровений
Что касается привлечения заграничных музыкантов, то
их роль в концерте была скорее символическая. Подобно тому, как Стас
Барецкий в концертах Ленинграда и Олег Гаркуша в концертах АукцЫона
привносят оттенок сумасшествия и разгильдяйства, Алок Верма, играющий
на национальных индийских барабанах-таблах, своим участием дополнил
общий полурелигиозный антураж выступлений Аквариума, проходящих в
последнее время под огромным образом индуистской богини Сарасвати,
закрепленным в задней части сцены. Что же касается музыки, то с
насыщением «аквариумного» саунда экзотическими ударными легко
справляется штатный перкуссионист группы Олег «Шар» Шавкунов. То же
самое касается Брайана Финнегана, по сути дела синхронно повторявшего
партии флейты Игоря Тимофеева и лишь пару-тройку раз позволившего себе
импровизации на их основе.
«Изюминкой» последних выступлений БГ
Сотоварищи стало возвращение в группу бас-гитариста Александра Титова,
по мнению Гребенщикова, лучшего басиста Аквариума за всю историю,
игравшего в «золотом составе» группы в 80-е, Аквариуме второго созыва в
90-е и эмигрировавшего в Великобританию в 1996-м после записи альбома
«Снежный лев». Он пришел на смену недавно покинувшему группу Андрею
Светлову, который предпочел работу в джазовых, фанк и этно-проектах. В
музыкальном плане напористый басовый грув сменился традиционностью
звучания ритм-секции в рок-коллективе, что чувствовалось даже
неподготовленным ухом. Можно сказать, что тут был сделан шаг по
направлению к истокам, и БГ руководствовался принципом, обозначенным в
одной из своих песен: «Назад к девственности», - пожертвовав
собственным стремлением к экспериментам. Титов стал вторым по важности
человеком на концерте, часто приветствуя зал и, судя по количеству его
улыбок и активности на сцене, получая большое удовольствие от роли
лидера. Как говорится, «добро пожаловать домой»!
В музыкальном плане напористый басовый грув сменился традиционностью звучания ритм-секции
Несмотря на не самый лучший звук в Б1, зрители
радовались, и постепенно даже уставшие лица обретали оттенок, близкий к
счастью. За свой огромный концертный опыт Борис Борисович настолько
искусно научился энергетически взаимодействовать и управлять
аудиторией, что даже его приемы, напрямую перенятные у Аллы Борисовны
(вроде раскинутых в стороны рук после исполнения очередной песни),
воспринимаются, как только его, и влекут за собой неизменные овации.
Лукаво заигрывая с публикой, подобно заправскому поп-исполнителю,
Гребенщиков остается Гребенщиковым: естественным, оригинальным,
искренним и сердечным.
Гребенщиков остается Гребенщиковым: естественным, оригинальным, искренним и сердечным
Любопытно, что львиная часть поклонников творчества
Аквариума, пришедших в Б1, внешне похожи на Гребенщикова в разные его
периоды. Это на 80% мужчины в очках, либо с бородой, либо с длинными
волосами (а порой и лысые по примеру сегодняшнего БГ) – словом, всем
своим видом производящие впечатление интеллектуалов. Это слово,
интеллектуальность, можно применить и к женской части аудитории всех
возрастов: и к нынешним школьницам, и к солидным дамам, слушавшим
Аквариум в 70-80-е. Как известно, интеллектуалы – это люди, живущие и
руководствующиеся умом. И лишь небольшая часть аудитории была
представлена людьми, которых можно назвать неформалами, хиппи или
прочими людьми свободных представлений.
И если уж искать некий концептуальный
месседж в прошедшем концерте, то выглядеть это будет так: «Акуна
Матата!» - говорит Гребенщиков в антитезу своим интеллектуальным
слушателям. - Жизнь – без проблем! Все проблемы – плод нашего ума,
наших оценок тем или иным вещам. Давайте жить мирно и счастливо!» В
общем, этакий привет Бобби МакФеррину с его «Don’t Worry! Be Happy!» И
под этим нельзя не подписаться.